Пьянство по-русски
Категория : Декабрь 2006

В России в периоды больших социальных изменений увеличивается тяга к пьянству. Эту закономерность мы наблюдаем в наши дни. А как обстояли дела в прошлом?

Свобода не впрок

Отмена крепостного права в 1861 году стала для русского мужика серьезным испытанием. Свобода, конечно, благо. Но крепостной крестьянин, привыкший к тому, что ему скажут, когда сеять, когда пахать и на ком жениться, оказался просто не готов жить своим умом. И от чувства неопределенности начинал пить…

В 1880-х годах врачом череповецкой земской больницы Грязновым была собрана информация по медико-санитарному состоянию населения. По этим данным, четверть года была для местных жителей нерабочей (церковные и государственные праздники, стихийные бедствия и свадьбы, и т.д.). И все это время крестьяне Череповецкого уезда проводили в загулах и пьянстве.

Грязнов приводит и такие цифры - на 62 школы Череповецкого уезда приходилось 80 кабаков.

Череповец против губернии

В 1901 году Череповецкое земство возбудило ходатайство о закрытии винных лавок. Но сделать такое было нереально: винная монополия находилась в ведении государства.

В 1907 году городская дума Череповца попыталась ограничить торговлю спиртным до пяти часов в день. Но и эта инициатива была отменена распоряжением губернатора.

Веселие на Руси

Череповец в те времена был частью Новгородской губернии. В Вологодской дела обстояли не лучше. В 1912 году журналист Швецов писал: "Изо дня в день терпят нужду крестьяне, а подошел праздник, отрывают от себя последнее, чтобы было на один-два дня всего вволю, а особенно - вина. В каждой деревне в течение года бывает два-три храмовых праздника. Средний по зажиточности крестьянин затрачивает на каждый праздник по 10-15 рублей. Это на одни припасы и вино".

Но если бы отмечались только храмовые! Существовали и другие религиозные праздники. Плюс свадьбы, рождения, крещения, похороны, именины!

Редкий праздник обходился без "хорошей драки". А драки сопровождались тяжкими увечьями и смертью.

Пропили водопровод

Активную роль в борьбе с пьянством играла церковь. Отец Тихон (Шаламов) - отец известного писателя Варлама Шаламова - был одним из основателей в Вологде пастырского Союза борьбы с пьянством.

В печатных изданиях Союза и "Вологодских епархиальных ведомостях" отец Тихон грустно констатировал, что ежегодно "от острого алкогольного отравления умирает до 5 тысяч человек - среднее население уездного города. По данным уголовной статистики, в 1907 году в России произошло 15257 преступлений, совершенных в пьяном виде… В Вологде одного казенного вина потребляется до 50 тысяч ведер в год на сумму 100 тысяч рублей и 100 тысяч ведер пива. На эти деньги можно провести водопровод в самые отдаленные уголки города или осветить электричеством все улицы и переулки".

Почему Европа завязала?

Недавно я прочитал, что Европа уже пережила подобный кризис в XV-XVII вв. В результате все имевшие склонность к алкоголизму благополучно вымерли, а получившие иммунитет процветают, радуя свою страну, и выражают укор нашей родине данным фактом.

Насколько справедливо это утверждение? Французский исследователь Жан Фабье подсчитал, что в XV-XVII вв. количество праздников, в которые народ предавался неумеренному пьянству, составляло до трети года.

Получается, что наши дела не так уж и плохи. Если учесть, что самое массовое пьянство началось в России после 1861 года, то к концу XXI века те, кто не спился, получат иммунитет и передадут его потомкам.